Агентство экологических расследований (EIA) констатирует рост выбросов озоноразрушающих веществ и ГФУ-23

Агентство экологических расследований констатирует рост выбросов озоноразрушающих веществ и ГФУ-23 Согласно новому докладу Агентства экологических расследований (EIA), научная оценка истощения озонового слоя, опубликованная Всемирной метеорологической организацией (ВМО) в 2022 году, выявила необъяснённые выбросы озоноразрушающих ХФУ (включая 13, 112a, 113a, 114a, 115), ГХФУ и тетрахлорметана (CCl4), а также «суперпарникового» газа ГФУ-23.

Доклад «Химический кошмар. Прекращение выбросов фторсодержащих парниковых газов» был обнародован 31 октября 2022 года на открытии 34-го Совещания Сторон Монреальского протокола в Монреале, Канада.

Доклад связывает эти выбросы с «сырьём, побочными продуктами или неизвестными источниками».

Ранее EIA связывало неожиданные выбросы озоноразрушающего ХФУ-11 с незаконными производством и потреблением в секторе вспененного полиуретана в Китае, долгое время остававшимися незамеченными существующим механизмом мониторинга и обеспечения соблюдения Монреальского протокола. Общенациональные усилия, приложенные Китаем в ответ на эти выводы, по-видимому, возымели немедленный эффект, так как наблюдения за атмосферой показывают значительное сокращение выбросов ХФУ-11.

Однако «обзор последних научных данных свидетельствует, что ХФУ-11 — лишь верхушка айсберга», — говорится в новом докладе EIA. «Шокирующий ряд новых химических выбросов нависает над Монреальским протоколом, бросая вызов его репутации как самого успешного природоохранного соглашения».

Доклад призывает разработать «более надёжные методы мониторинга и борьбы с незаконным производством, использованием, торговлей и выбросами контролируемых веществ. В рамках этого Стороны Монреальского протокола должны пересмотреть предпосылку о “незначительных” выбросах, которая освобождает от контроля использование таких веществ в качестве сырья и технологических агентов».

— Тревожный набат растущего количества научных данных невозможно игнорировать — производство синтетических фторсодержащих химикатов приводит к огромным неконтролируемым выбросам опасных газов, разрушающих озоновый слой планеты и усугубляющих чрезвычайную климатическую ситуацию, — говорит Авипса Махапатра, возглавляющая кампанию EIA по предотвращению изменения климата в США.

— Мы призываем Монреальский протокол принять незамедлительные меры по борьбе с этими выбросами и включить все процессы химического производства с использованием фтора во всестороннее рассмотрение организациями Протокола, — добавляет Клэр Перри, которая руководит кампанией EIA по предотвращению изменения климата в Великобритании.

В докладе также содержится призыв к Сторонам не создавать «новые экологические проблемы», заменяя контролируемые вещества другими сильными парниковыми газами или четвертым поколением фторсодержащих химикатов, таких как ГФО, с которыми связаны «новые выбросы побочных продуктов и сырья, а также иной значительный ущерб окружающей среде».

В частности, в докладе упоминается образование трифторуксусной кислоты (ТФУК) в атмосфере при распаде ГФО-1234yf и других Ф-газов. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет ТФУК как долгоживущее ПФАС (пер- или полифторалкильное соединение). «Долгая продолжительность жизни ТФУК в окружающей среде очевидно требует применения профилактических мер», говорится в докладе.

Проблема побочных продуктов и сырья

Относительно ГФУ-23, ПГП которого равен 14 600, доклад отмечает, что этот газ является побочным продуктом производства ГХФУ-22, который в настоящее время используется прежде всего, как сырье для изготовления ГФУ и их заменителей – ГФО. Согласно Кигалийской поправке, страны, производящие ГХФУ или ГФУ должны обеспечить уничтожение любых побочных выбросов ГФУ-23 «насколько это практически возможно».

Однако увеличение содержания ГФУ-23 в атмосфере в 2012-2018 годах свидетельствует, что «контрольные меры, принятие которых было обещано основными странами-производителями ГХФУ-22, не были в полной мере реализованы, что оставляет возможность для неучтённого производства значительных объёмов ГХФУ-22 и других источников ГФУ-23», говорится в докладе. Австралийские исследователи считают, что ещё одним возможным источником ГФУ-23 являются атмосферные выбросы ГФО-1234ze.

В 2018 году выбросы ГФУ-23 достигли максимального значения за всю историю наблюдений, составив 15 900 ± 900 метрических тонн в год, утверждается в докладе. «За период с 2015 по 2017 годы выбросы ГФУ-23 составили 24 400 метрических тонн, что эквивалентно приблизительно 309 миллионам тонн CO2». Группа по научной оценке (ГНО) оценивает объем мировых выбросов ГФУ-23 в 2019 году в 17 200 ± 800 метрических тонн в год, при том, что выбросы от учтённой деятельности составляют 2 200 метрических тонн, то есть, реальные выбросы почти в восемь раз превышают ожидаемые.

Несмотря на снижение выбросов ХФУ-11, выбросы CCl4 — сырья для ХФУ-11 — выросли, говорится в докладе. CCl4 – озоноразрушающее вещество с ПГП = 2 200 — также широко используется для производства ГФУ и ГФО, в том числе – ГФО-1234yf.

Мировой объём выбросов CCl4 в 2016 и 2020 годах составил в среднем 44 000 ± 15 000 метрических тонн в год, в то время как самые свежие восходящие (то есть, полученные суммированием всех учитываемых выбросов) оценки дают значение в 25 000 метрических тонн в год, говорится в докладе.

Учёные выражают растущую озабоченность недооценкой выбросов при переработке сырья, что может привести к значительному росту содержания ряда парниковых газов, включая CCl4, ХФУ-113, ГФУ-23 и ПФУ-318, в атмосфере.

Дополнительные материалы: «Химический кошмар. Прекращение выбросов фторсодержащих парниковых газов» (текст доклада в формате pdf, англ. яз.)

Источник статьи – сайт Проекта Арктического совета по выводу озоноразрушающих веществ и фторсодержащих газов в рыбохозяйственном секторе Мурманской области: Агентство экологических расследований (EIA) констатирует рост выбросов озоноразрушающих веществ и ГФУ-23